Автомобили на автоматической коробке передач: сложно ли на них ездить

Многие новички задумываются, стоит выбрать «механику» или «автомат». Похожий вопрос стоит и перед опытными водителями, которые всю жизнь ездили на механической коробке передач: сложно ли «пересесть»?

Сегодня расскажем, как устроен автомобиль на АКПП, как переключать скорости, тормозить, а также разберём плюсы и минусы «автомата».

Как устроен автомобиль на АКПП

С точки зрения строения «автомат» сложнее «механики». Вместо сцепления стоит гидротрансформатор, который передаёт крутящий момент с двигателя планетарным редукторам. Именно они выполняют роль шестерёнок в автоматической коробке передач. В зависимости от скорости движения автомобиля они подбирают нужную передачу, что упрощает задачу водителю.

Как переключать скорости на автомобилях с АКПП

Как понятно из названия, переключение скоростей происходит автоматически. Водителю только нужно вовремя выжимать газ и тормоз. Расскажем немного о режимах:

  • P (Parking). Используют для парковки. При включении колёса блокируются даже при работающем двигателе. Режим нужно использовать во время стоянки, когда движение не планируется. Если же вы стоите на светофоре, для остановки лучше использовать тормоз.

  • R (Reverse). Нужен для того, чтобы автомобиль мог двигаться назад при включении этой передачи.

  • D (Drive). Необходим для движения вперёд. При включении передачи начинают переключаться автоматически.

  • N (Neutral). Означает «нейтральный». Этот режим нужен при буксировке, а также когда необходимо передвинуть машину с заглушённым двигателем. На этой передаче колёса свободно двигаются. 

  • OD (Over Drive). Нужен для разгона машины до высоких скоростей. Использовать передачу на постоянной основе не рекомендуется. Обычно она есть на старых версиях автомобилей с автоматической коробкой передач.

Источник изображения

Автоматическое переключение передач происходит только на режимах D или R при нажатой педали газа. В некоторых моделях есть переход на «механику».

Помимо стандартных, существуют также дополнительные режимы. Они ограничивают переход на повышенные передачи. Их используют на бездорожье и льду. На более современных автомобилях на автоматической коробке передач внедряют электронику для прохождения сложных участков дороги.

На каждом автомобиле могут быть реализованы различные режимы, поэтому внимательно изучайте инструкцию. Это обеспечит безопасность движения и позволит избежать поломок.

Как запустить автомобиль на АКПП

Начнём с того, что нужно прогреть автомобиль для равномерного распределения масла. Это делается как на «автомате», так и на «механике». После полного прогрева машины можно активировать один из установленных режимов. Важно при переключении воткнуть рычаг до небольшого толчка, иначе автомобиль может сломаться при движении.

Теперь про режимы, которые нужно переключать для того, чтобы сдвинуться с места. 

В первую очередь необходимо перевести рычаг управления в положение P. Затем следует нажать на педаль тормоза, запустить двигатель. Дальше нужно выбрать режим движения: D — чтобы начать двигаться вперёд, R — чтобы двигаться назад. 

Для безопасности всех участников дорожного движения необходимо включить соответствующий указатель поворота, а после, убедившись, что не мешаете никому, потихоньку отпустить тормоза. Машина начнёт плавное движение. Для набора скорости нужно понемногу нажимать на газ.

Важно помнить, что нажимать на педали нужно одной ногой (правой), чтобы избежать одновременного использования газа и тормоза.

Как тормозить на автомобилях с АКПП

Для водителя, который привык ездить на «механике», может быть сложным выполнить это действие на автомобиле с автоматической коробкой передач безошибочно. Давайте разберёмся, как это сделать правильно. 

Перед остановкой нужно полностью выжать тормоз. При длительной можно включить режим P. Убедившись в полной остановке, отпустите педаль тормоза.

Ручной тормоз или режим P используют тогда, когда при длительной остановке нельзя включить режим N, например, на склоне. Если машина будет на «нейтралке», то неизбежно покатится вниз по склону. Также режим P используют во время замены колёс.

Что точно нельзя делать на автомобиле с АКПП

Производители говорят, что нельзя нажимать на педали двумя ногами. Левую нужно поставить рядом. Дело в том, что если она будет находиться на педали, то при торможении под действием рефлекса или какого-либо толчка можно надавить на педаль газа тоже. При управлении рекомендуется не задействовать вторую ногу совсем. Нажимать на педали следует одной ногой поочерёдно.

Ещё несколько правил, которые нужно соблюдать, чтобы ваш автомобиль прослужил дольше:

  1. Нельзя переключать режимы во время движения авто. Следует это делать при остановке.

  2. Автомобиль на автоматической коробке передач «не любит» резкие движения. Агрессивная езда не для него. Нужно ездить плавно и аккуратно.

  3. В дополнение к первому пункту: не стоит переключать рычаг с положения P на N при выжимании педали газа. Режим P создан для блокировки колёс. Никакой пользы для движущегося автомобиля он не принесёт, скорее, наоборот.

При соблюдении этих несложных правил автомобиль можно будет эффективно эксплуатировать на протяжении долгих лет.

Советы водителям, которые хотят научиться ездить на автомобиле с АКПП

Водителям, которые долго ездили на «механике», нужно научиться использовать одну ногу на педалях. Также стоит помнить, что на скользких поворотах лучше проезжать на пониженных скоростях.

Буксировать автомобили на автоматической коробке не рекомендуется, но если всё же пришлось это делать, то скорость буксировки не должна превышать 50 км/ч. Важно, чтобы само расстояние, на которое перемещают авто с заглушённым двигателем, не было большим: максимум — 50 км.

Достоинства и недостатки автомобиля с АКПП

Мы рассказали о том, как ездить на автомобилях с автоматической коробкой передач. Если вы думаете, стоит ли выбирать такую машину, давайте перечислим все её плюсы и минусы.

Преимущества

Лёгкость управления (по сравнению с «механикой») для некоторых водителей становится существенным преимуществом и главной причиной выбора таких автомобилей.

Эти машины потребляют меньше топлива. Расход уменьшается благодаря возможности авто подстраиваться под стиль вождения и выбирать при этом наиболее «выгодную» передачу, которая подходит под определённый участок дороги.

Для ускорения не нужно переключать передачи, что делает езду на таких автомобилях более комфортной и расслабленной. Также начинать движение вверх гораздо проще на «автомате», нежели на «механике».

Недостатки

Цена машины на автоматической коробке передач обычно выше, чем на механической. Это связано с её более сложным устройством. По этой же причине растут и расходы на ремонт и обслуживание данных автомобилей.

Хоть многие водители и утверждают, что управлять машиной на «автомате» легче, есть некоторые нюансы и исключения. Например, на льду управление автомобилем на автоматической коробке передач даётся труднее: оно требует от водителя особых навыков езды. Застрять в грязи или песке не составит труда, а вот чтобы выбраться, потребуется приложить немало сил. 

Какой автомобиль выбрать — на автоматической коробке или механической, — решаете только вы. Главное — чтобы он радовал вас и соответствовал потребностям.