Грузовые и легковые шины: основные отличия

Легковые шины отличаются от грузовых целым рядом характеристик. Если для первых важна курсовая устойчивость на высокой скорости, улучшенное сцепление с трассой и короткий тормозной путь, то в моделях для грузовиков на первый план выходят износостойкость и грузоподъёмность. Улучшенное сцепление с дорогой здесь достигается уже за счёт веса автомобиля, а на высокие скорости такие шины попросту не рассчитаны. О других отличиях — в статье.

Отличия по характеристикам

Подавляющее большинство грузовых автомобилей — это коммерческий транспорт, который используют для перевозки различных товаров. На шины здесь приходятся повышенные нагрузки, которые определяют основные требования к ним. Рассмотрим, чем отличаются грузовые модели от легковых:

  1. Допустимая нагрузка. Грузоподъёмность — одна из основных характеристик шин. Модели для легковых авто рассчитаны на перевозку до 5 пассажиров и небольшого объёма груза, который поместится в багажник. Поэтому индексы нагрузки здесь от 75 до 112, что соответствует 387–1120кг. Минимальный индекс нагрузки для шин, которые используют на малотоннажных автомобилях — 118 (1320 кг). На фуры устанавливают модели с индексом 164 и выше, которые могут выдержать вес от 5000 кг.

  2. Конструкция. В грузовых шинах используют многослойный компаунд и стальной корд. Они обеспечивают высокую прочность на разрыв и устойчивость к деформациям. Для легковых моделей корд часто изготавливают из текстильных, полимерных материалов. В шинах для внедорожников встречаются стальные каркасы, но они менее прочные, чем в аналогах для грузовиков.

  3. Вес. За счёт многослойной структуры, грузовые шины тяжелее легковых. В зависимости от типоразмеров, модели для грузовиков могут весить в несколько раз больше легковых аналогов.

  4. Пробег. Легковые шины рассчитаны в среднем на 30–50 тысяч км пробега. Для грузовых минимальный показатель — 60 тысяч километров. Долговечность моделей для грузовиков продлевает и тот факт, что их протектор можно стирать до глубины 1 мм. Для легковых шин минимальная глубина протектора — 1,6 мм (для летних) и 4 мм (для зимних). Ранее мы уже писали, как определить изношенность летних шин.

  5. Тип протектора. Для легковых автомобилей выпускают шины с большим разнообразием рисунков протектора. Есть спортивные, городские, внедорожные модели — для любых условий эксплуатации авто. Поскольку грузовики используют для перевозки товаров по дорогам общего пользования, то здесь нет такого разнообразия рисунков протектора. Основной упор здесь делают на износостойкость, безопасность и долговечность. Поэтому рисунок протектора более выражен.

  6. Сезонность. Для легковых автомобилей выпускают летние, зимние и всесезонные шины. На грузовиках покрышки обычно не меняют по сезону, а используют универсальные модели круглый год. Зимние шины устанавливают лишь при эксплуатации в местах с очень суровым климатом.

Для каждого типа автомобилей производят свой тип шин. Поэтому не стоит экспериментировать и устанавливать легковые варианты на внедорожники, а внедорожные — на легкогрузовой транспорт. 

Ось установки

На легковых авто устанавливают одинаковые шины на переднюю и заднюю оси. С грузовиками дела обстоят сложнее. В зависимости от места установки, здесь есть несколько разновидностей шин:

  1. Рулевые (с маркировкой F). Их устанавливают на переднюю ось. Они отвечают за управление, манёвренность.

  2. Ведущие (с маркировкой D). Их устанавливают на заднюю ось. Эти шины обеспечивают быстрый разгон и эффективное торможение.

  3. Прицепные (с маркировкой Т). Используют для осей прицепов. Обеспечивают боковую устойчивость, низкое сопротивление качению.

Помимо узкоспециализированных, есть также универсальные модели (с маркировкой Z). Их можно устанавливать на любую ось. Эффективность таких моделей обычно ниже, так как характеристики усреднённые.

Купить качественные легковые и грузовые шины вы можете в интернет-магазине «Колёса даром».