Расширенная гарантия на шины

Причины поломок автомобильных аккумуляторов и способы их устранения

Автомобильный аккумулятор — это питающий элемент в автомобиле, он даёт заряд стартеру, который заводит двигатель, после чего питание уже обеспечивает генератор. Аккумулятор питает автомобиль с заглушённым двигателем, при высокой нагрузке подпитывает на холостых. Этот узел нельзя назвать самым важным, но и без него машина не заведётся и не поедет. С течением времени или из-за неправильной эксплуатации узел выходит из строя. В статье рассмотрим распространённые поломки АКБ, как правильно заряжать аккумулятор и какие ещё бывают поломки и способы их устранения.

Какие виды аккумуляторов бывают

Современные аккумуляторы для автомобиля бывают кислотными, щелочными, одна из последних разработок — гелиевые АКБ. Но у нас в стране используют в подавляющем большинстве случаев старые и привычные всем кислотные конструкции. О них и поговорим.

Любой аккумулятор имеет свой срок использования, заряжать и пытаться восстановить АКБ, которая просто отработала свой срок, не стоит. А вот если поломка произошла с относительно новой батареей, можно попробовать всё исправить.

Стоит немного поговорить о конструкции автомобильного аккумулятора. Внешне это квадратный пластиковый корпус и две клеммы. АКБ бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. Отличить одну от другой довольно просто — у обслуживаемой на верхней крышке корпуса есть закрученные пробками отверстия, у необслуживаемой ничего подобного нет, кроме небольших отверстий для спуска газов.

Внутреннее устройство гораздо сложнее. Здесь располагается 6 секций, в народе их называют банки. В них рабочие элементы аккумулятора — свинцовые пластины с положительным и отрицательным зарядом и нанесённой активной массой. Пластины чередуются — после положительной идёт отрицательная, и так заполнено всё пространство. Чтобы пластины не соприкоснулись и не замкнулись, между ними стоит сепаратор.

Группы пластин объединяются в блоки, у каждого есть выводная перемычка — баретка, она присоединяется к мосту. Баретка объединяет блоки банок в общий мост и выводит их на клемму.

Принцип работы батареи автомобиля, как и любой другой, — химическая реакция, из-за которой идёт отдача электроэнергии. То есть аккумулятор не генерирует энергию, он запасает её впрок и потом отдаёт. Для проведения химической реакции банки заполняются электролитом — кислота и дистиллированная вода в строгой пропорции.

Когда АКБ заряжается, электрическая энергия переходит в химическую, при подключении к электросети проходит процесс в обратном направлении. Если рассматривать процесс совсем на пальцах, то:

  • При включении в сеть положительные и отрицательные пластины свинца в банках и электролит вступают в химическую реакцию.

  • Высвобождается электрическая энергия и подаётся в сеть.

  • На пластинах с отрицательным зарядом образуется сульфат свинца.

Когда мы ставим заряжать аккумулятор автомобиля, идёт процесс в противоположном направлении: слой сульфата растворяет электролит и оседает слоем диоксида уже на положительных пластинах. С течением времени или от сильных разрядов этот процесс внутри аккумулятора прекращается, слой свинца не растворяется, и батарея не держит заряд.

Внешние неисправности АКБ

Поломки делятся на внешние и внутренние. Внешние — окисление клемм или нарушение герметичности корпуса. В случае с клеммами всё примерно ясно — толстый слой загрязнения нарушает контакт с бортовой сетью, из-за чего напряжение не идёт к потребителю. Устранить эту неисправность несложно — очистим клемму. Щадящие методы очистки подручными средствами:

  • содой;

  • наждачкой или металлической щёткой;

  • бензином.

Не советуем делать чистку клемм WD-40, так как в её составе есть токопроводящие вещества неизвестной природы. Не стоит использовать ацетон — он слишком агрессивный для металлов. Чтобы предотвратить окисление клемм в будущем, советуем обработать их специальными средствами. Перед тем как зарядить АКБ, обязательно очистите клеммы.

Вторая внешняя неисправность — пробой в корпусе. Возникает из-за механического воздействия, внутренних поломок.

Пробоину найти несложно, даже если она маленькая, — по вытекающему электролиту. Её можно заделывать только на обслуживаемой батарее, устройство необслуживаемой не подразумевает такого ремонта. Для этого сливают электролит, трещину пропаивают, а сверху ставят латку из куска пластика. После проведения ремонта проверяют герметичность дистиллированной водой.

Внутренние неисправности

С внутренними неисправностями всё гораздо сложнее, все они чаще всего связаны с тем, что заряжать аккумулятор автомобиля нужно правильно, не допускать глубоких разрядов, не хранить его разряженным. Проще не допустить поломку, чем устранить её. Самая частая внутренняя поломка — сульфатация пластин, о чём уже говорили выше. На отрицательных пластинах оседает слой сульфата свинца и уже не растворяется, процесс накопления и высвобождения электроэнергии прекращается либо становится хуже. Проще говоря, АКБ больше не заряжается. 

В начальной стадии можно побороть эту проблему.

Ещё одна внутренняя неисправность — осыпание активной массы и замыкание, если замыкание слабое, можно попробовать промыть АКБ дистиллированной водой.

Вздутие тоже относится к внутренним поломкам, если разряженная АКБ простояла долго при очень низкой температуре, её могло раздуть, замёрзший и раздутый аккумулятор ремонтировать, увы, нельзя.

Первый метод устранения сульфатации

Этот метод используют чаще всего, и заключается он в проведении КТЦ, то есть контрольно-тренировочного цикла. На начальных стадиях образования сульфатов метод помогает восстановить ёмкость батареи.

Суть этого способа очень проста — разряжаем и заряжаем батарею в несколько циклов. Для этого нужны:

  • зарядное устройство;

  • ареометр;

  • вольтметр;

  • потребитель электрической энергии.

Первым делом полностью заряжаем аккумулятор током по силе равным 10% от номинальной ёмкости. Сколько нужно для батареи в 60 A·ч? Сила тока здесь составит 6 А. По окончании в банках замеряют плотность, при полном заряде она должна равняться 1,27 при +15оС. При более низком показателе подключаем к зарядному устройству ещё на полчаса, чтобы электролит перемешался.

Следующий цикл — разряд. Подключаем к АКБ потребителя не более 10% от ёмкости батареи. Оптимально использовать для этого автомобильную лампу с нужной мощностью, для ускорения процесса советуем брать лампу накаливания. Нужную мощность высчитываем по такой формуле: умножаем силу тока на напряжение. То есть если у АКБ 60 A·ч сила тока 6 А умножается на 12 В, то получаем нужную мощность лампы в 72 Вт.

Во время разрядки периодически проверяем напряжение, доводим его до 10,2 В — полный разряд. Одновременно замеряем необходимое для полного разряда время, у новой детали на это уйдёт примерно 10 часов. Чем короче нужный промежуток времени — тем больше потери в ёмкости.

После выполнения нескольких таких циклов мы снизим сульфатацию и внутреннее сопротивление, что восстановит ёмкость, может, не на 100%, но хоть на какую-то часть. Сколько таких циклов понадобится? Всё зависит от сложности ситуации.

Источник изображения

Второй метод устранения сульфатации

Здесь в основе реверсивные токи, но для реализации понадобится генератор реверсивного тока. В процессе АКБ нужно заряжать малыми токами, если сульфатация незначительная, то достаточно тока 0,5–2 А и зарядки на протяжении 50 часов или около того. Когда на протяжении 2 часов напряжение на клеммах и плотность электролита не меняются, процесс считается завершённым.

Третий метод устранения сульфатации

Этот метод уже проще реализовать в домашних условиях — это промывка и зарядка. Но процесс это длительный, иногда до месяца. Для проведения с АКБ сливают электролит и вместо него заливают дистиллированную воду, деталь подключают к зарядному устройству с напряжением 14 В. Ждём, когда вода закипит, снижаем напряжение. Наша цель — поддерживать кипение внутри батареи, но не сильное.

Источник изображения

Понять, что процесс приносит результаты, можно по увеличению плотности воды, так как в ней будет растворяться сульфат свинца. После повышения плотности воду меняем и снова подключаем к зарядному электрическому устройству с небольшим напряжением. Наша цель — образование пузырьков в воде, но до кипения не доводим. Процесс проводим, пока плотность не перестанет повышаться.

Химический метод

Для проведения этого метода промываем батарею раствором аммиака и Трилона Б. Для начала АКБ разряжаем, сливаем электролит и промываем дистиллированной водой. Готовим раствор: на 3 литра раствора 60 г порошка Трилона Б, 662 мл 25% раствора аммиака, 2340 мл дисводы. Если используете раствор аммиака 10%, то его берём в количестве 1560 мл, дисводы 1140 мл, Трилона Б 60 г. 

Раствор активирует химическую реакцию с кипением и даже брызгами. Ждём окончания реакции и сливаем раствор, заливаем электролит и заряжаем АКБ.

Как не допустить поломки АКБ

Сколько времени служит новая АКБ? В среднем 3–5 лет, зависит от интенсивности использования, качества самого устройства и правильности его подбора под потребности автомобиля.

Если аккумулятор ещё не отработал свой срок, но у него уже есть поломка, это в большинстве случаев следствие небрежного обращения и отсутствие обслуживания. При этом устройство не требует сложного ухода — заряжать аккумулятор периодически, правильно и нужное количество часов, обрабатывать клеммы, доливать электролит в обслуживаемые модели — и он проработает гарантийный срок.

Перед тем как поставить заряжать аккумулятор, проверяем плотность электролита, она должна быть примерно одинаковой в каждой банке, допускается только небольшое отклонение. Также к уходу за АКБ можно отнести и проверку напряжения, которое выдаёт генератор, чтобы не допускать перезаряда или недозаряда. Для длительной работы аккумулятора поможем подобрать генератор, подходящий для вашей модели авто. Ну а если он уже просто отслужил свой срок, то ничего не поделать, старый нужно сдавать в переработку и приобретать для своего автомобиля новый. А с этим мы с радостью поможем.