Системы контроля давления в шинах — как они устроены
Слишком низкое или высокое давление в шинах влияет на управляемость автомобиля. Может привести к увеличению тормозного пути, большему расходу топлива, неравномерному износу протектора и сокращению срока службы шины.
Датчик давления в шинах (TPMS — Tire Pressure Monitoring System) нужен для мониторинга уровня давления в шинах автомобиля и своевременного оповещения водителя о его понижении или превышении.
Что такое система контроля давления
Система контроля давления вовремя информирует владельца транспортного средства, когда показатели давления падают ниже указанного производителем уровня.
TPMS бывает двух видов — прямого и косвенного измерения. Включает в себя датчики. Их располагают с внешней стороны колёсного вентиля. Ещё один вариант — приборы, которые монтируют под шину на диск. Также в систему входит приёмник. Отличным решением могут стать датчики давления в шинах Autel (433/315 МГц).
В США, некоторых европейских и азиатских странах измерительные устройства применяют в обязательном порядке.
Разберёмся подробнее, как именно контролирует параметры и работает датчик, а также какие есть виды этих приборов.
Устройство прямой системы
В устройство прямой TPMS входят датчики, которые должны быть на каждом колесе машины. К системе также относится антенна, блок управления и иногда дисплей.
Преимущества этого типа:
-
высокая точность показателей;
-
срок службы измерительного устройства соответствует сроку эксплуатации аккумулятора;
-
наличие индивидуальных антенн под каждый элемент;
-
реагирование даже при незначительных изменениях в показаниях давления;
-
мгновенная адаптация к работе с другими элементами в шинах.
На дисплее отображается актуальная информация. Если в одном из колёс упали параметры давления, тогда водитель сразу получит оповещение.
Но есть и более простые варианты. Когда показатели снижаются сильно, TPMS подаёт звуковой сигнал и включает контрольную лампу на приборной панели. Водителю нужно остановиться, проверить значения давления в шинах и накачать их как рекомендует производитель. После нормализации параметров индикатор выключится автоматически.
В некоторых ситуациях лампочка включается и выключается. Это говорит о недостаточном давлении. Чаще всего это происходит в холодное время года. Ночью температура опускается — значения снижаются. А во время движения колёса нагреваются. Поэтому происходит перепад показателей давления. Для решения проблемы достаточно подкачать шины. Автосервисы для этого могут предложить азот — он сохраняет стабильность даже при разных температурах.
Иногда лампа мигает около минуты и затем продолжает светиться. В такой ситуации лучше обратиться к специалистам, так как это свидетельствует о неисправности.
Особенности косвенной системы
Эта система относится к программной части ABS. Принцип здесь следующий — у накачанной шины больше радиус, чем у спущенной. Следовательно, когда давление падает, колесо начинает быстрее вращаться. Когда датчики фиксируют изменения в скорости вращения колеса, система сравнивает их со стандартными показателями и выдаёт результат.
Среди её плюсов отмечают относительную дешевизну при использовании и отсутствие необходимости в конструктивных изменениях транспортного средства.
Из минусов этого метода измерения давления в шинах — низкая точность. Также он не определяет результаты, пока машина стоит без движения.
Какая система выгоднее
Системы косвенного измерения давления выглядят более привлекательно за счёт доступной стоимости. Они не требуют использования дополнительных деталей, их обслуживания или замены в будущем. Но из-за ограничений и недостатков в виде невысокой точности эти системы контроля давления постепенно заменяют более современными — с прямым измерением. В первую очередь это касается премиальных транспортных средств.
При использовании прямых систем техническое обслуживание обходится дороже. Причина — в расходах на дополнительные запчасти и действия. При проведении любых ремонтных мероприятий в шинах меняют и элементы вентиля под приборы измерения давления — уплотнительные кольца, шайбы, золотники, крепёжные гайки, колпачки.
Но ремонтный комплект вентиля обходится относительно недорого в отличие от всего вентиля в сборе. Поэтому, чтобы избежать полного выхода из строя, эксперты рекомендуют периодически устраивать проверку и замену деталей при необходимости. После этого нужно сбросить настройки с помощью сканера-программатора и поставить заново систему измерения давления. Также нужны изменения в электронном блоке управления. Например, перенастройку проводят при смене летних шин на зимние.
Нештатные модели можно установить отдельно, если они не предусмотрены производителем. При дооснащении нужно учесть указания завода-изготовителя. Это сделает эксплуатацию более комфортной и безопасной.