Утечка тока в автомобиле: что это, причины, как выявить самостоятельно
У аккумуляторной батареи есть определённая ёмкость, поэтому без подзарядки АКБ рано или поздно разрядится. Но иногда разряд происходит слишком быстро. Чаще всего причина этого явления — утечка тока, подробнее о которой поговорим дальше.
Что такое утечка тока
Если на машине периодически ездят, то аккумуляторная батарея заряжается от генератора. Когда автомобиль длительное время простаивает, то охранная система, проводка или другие электрические компоненты расходуют энергию аккумулятора и могут полностью его разрядить. И если подобное происходит за месяц простоя — это не страшно. Другое дело, если батарея разрядилась за пару дней. Тогда можно говорить об утечке тока. Это явление, при котором происходит нецелевой расход энергии. Результат — слишком быстрый разряд аккумулятора.
Распространённые причины утечек
Утечка тока происходит по следующим причинам:
-
Неправильное подключение электроприборов. Помимо штатного электрооборудования, в современные автомобили часто устанавливают дополнительные устройства. Например, усилитель, видеорегистратор, сигнализацию, GPS-навигатор. Если вы недавно подключили магнитолу, а потом заметили, что в машине быстро разряжается АКБ, то проверять нужно именно стереосистему.
-
Проблемы с проводкой, контактами. Повышенный расход электроэнергии может быть следствием повреждённой проводки. Если дополнительное оборудование установили с нарушениями, то изоляция проводки может перетереться о движущиеся детали или оплавиться при контакте с горячим корпусом двигателя. Покрытые окалиной клеммы — также распространённая причина утечки.
-
Неисправность штатной электроники. Вследствие поломки какой-то из приборов начинает потреблять слишком много энергии.
-
Работа портативных гаджетов. Например, зарядных устройств, регистраторов, радиодетекторов, которые подключают через прикуриватель или розетку. Часто такие приборы работают даже при заглушённом моторе и расходуют заряд АКБ.
-
Некоторые датчики или переключатели, например, датчик открытой двери или багажника, могут не отключаться полностью, даже если они внешне исправны. Это может привести к постоянному потреблению электричества.
-
Разряженная батарея может быть признаком неисправности, такой как утечка через корпус аккумулятора или его терминалы. Это может происходить из-за коррозии или повреждений аккумулятора.
Утечка тока часто происходит, когда водитель самостоятельно подключает электронику или пользуется услугами частных мастеров. Например, если подсоединить магнитолу к АКБ напрямую, в обход замка зажигания, то музыкальный центр будет постоянно тянуть заряд. Результат — севший аккумулятор уже через пару дней. Если же неправильно подключить противоугонку, то батарея может разрядиться за ночь.
Проверяем утечку при помощи мультиметра
Эту проверку проводят, если нет явных причин утечки:
-
машину эксплуатируют в обычном режиме, аккумулятор успевает заряжаться;
-
к прикуривателю и розеткам не подключены дополнительные электроприборы;
-
недавно в авто не устанавливали стационарное электрооборудование.
Чтобы проверить утечку тока при помощи мультиметра, нужно последовательно разомкнуть цепи и замерить величину тока. Алгоритм действий:
-
Мультиметр нужно перевести в режим измерения постоянного тока (предел — до 10 А).
-
Отключаем зажигание и убеждаемся в том, что все потребители отключены. Чтобы лампочки в салоне не горели, нужно закрыть все двери машины.
-
От АКБ нужно отсоединить минусовую клемму. Поскольку именно «минус» подключают к кузову, то так у вас будет меньше шансов устроить замыкание.
-
Мультиметром замеряем силу тока между снятой колодкой и выводом АКБ. Утечки нет, если тестер показал значение до 0,08 А (80 мА). В данном случае ток расходуют часы, иммобилайзер, блок управления и т. д. — без «несанкционированных» потребителей.
-
Утечка есть, если ток выше 80 мА. Тогда нужно открыть коробку с предохранителями, вытащить по очереди каждый из них и вновь проверить ток.
-
Обратите внимание на номер предохранителя. Затем загляните в руководство по эксплуатации — в нём указано, за что отвечает цепь. В этом перечне потребителей и будет вероятный «виновник».
-
Отключаем каждый из указанных потребителей по очереди. Часто сделать это непросто, поскольку многие приборы подключены к системе в труднодоступных местах.
Если проблема в предохранителе, его нужно заменить. Используйте полный аналог — номинал предохранителя должен соответствовать его местоположению. Если проблема в приборе, придётся отключить его или заменить на исправный.
Сложности при диагностике
Допустим, вы проверили мультиметром всё, что только можно, и столкнулись с одной из двух проблем:
-
После отключения всех цепей сохраняется большой ток утечки. Такое возможно, ведь предохранители защищают не всё оборудование в автомобиле. Генератор и стартер работают без предохранителей. Тогда проблему нужно искать в них.
-
Все потребители в порядке. Тогда нужно проверить всё дополнительное электрооборудование. Когда его запитывают, то подключают к уже существующим предохранителям. Если какой-то из приборов работает некорректно, он может быть причиной перерасхода электроэнергии.
Если же вы не можете выявить причину — возможно, поломка связана с силовыми цепями. Чтобы решить это проблему, лучше обратиться к профессиональному электрику. Также возможно, что АКБ попросту вышел из строя.
Если утечки нет
Проблемы с аккумулятором не всегда связаны с утечкой электричества. Иногда АКБ попросту не успевает зарядиться — у неё отрицательный баланс. Проблему наблюдают в таких ситуациях:
-
водитель часто совершает короткие поездки — запускает и глушит мотор (за пуск двигателя отвечает именно аккумулятор);
-
машина часто стоит в пробках;
-
автомобилист слушает музыку через большие динамики, которые потребляют много электроэнергии.
В первых двух случаях проблему решит подзарядка аккумулятора при помощи зарядного устройства. При частых коротких поездках автомобиль расходует больше энергии, чем потребляет. Поэтому аккумулятор рано или поздно разрядится.
Но чаще достаточно просто отключить ненужное оборудование, чтобы снизить потребление электроэнергии.